17 Марта 2021

Отечественные сельхозпроизводители в 2020 году заработали больше $30 млрд

Отечественные сельхозпроизводители в 2020 году заработали больше $30 млрд
Источник изображения: Юрий Смитюк/ТАСС

Российские сельхозпроизводители реализовали за рубежом 79 млн тонн продукции и заработали $30,7 млрд — Минсельхоз опубликовал отчет о развитии российского пищевого экспорта за 2020 год. Прирост составил $5 млрд по сравнению с 2019 годом. Главные покупатели российских продуктов — Китай, Турция и Казахстан. «Известия» выяснили, насколько выгодно продавать пищевую продукцию за рубеж, и ждать ли продолжения бума в 2021 году.

В кризисном 2020 году российский агроэкспорт показал феноменальный рост. Возобновили партнерство даже те государства, которые давно ничего съестного у России не покупали, например, Пакистан и Куба. Более 150 стран импортировали российскую продукцию.

По объему закупок российских продуктов лидирует Китай, куда ввезли 4,8 млн тонн товаров общей стоимостью $4,02 млрд. На долю КНР приходится 13% всего дохода от агроэкспорта. На втором месте Турция, которая потратила на закупки российской продукции $3,2 млрд. Обе страны увеличили объем сельхозимпорта из России на 26% по сравнению с 2019 годом. Замыкает верхнюю тройку Казахстан: на эту страну приходится 6,8% выручки.

Так, экспорт зерна вырос на четверть, или до 49 млн тонн. Российские производители заработали $10 млрд, что на 29% превышает показатели 2019 года. Основные культуры — пшеница, ячмень, кукуруза. Главные покупатели зерновых — Турция, Египет и Саудовская Аравия. Сделки только с этими тремя странами принесли $4,279 млрд. Резко нарастили объемы закупок страны Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона.

Крупнейшими покупателями отечественной масложировой продукции стали Китай, Турция и Индия. Экспорт этой категории товаров вырос до 8,1 млн тонн, или на 12% по сравнению с 2019 годом. При этом заработали производители на 22% больше, около $5 млрд. Это объясняется прежде всего резким ростом продаж подсолнечного масла, на 19%, или до 3,7 млн тонн. Напомним, в 2019 году в России был рекордный урожай подсолнечника.

Несмотря на рост объема отгрузок рыбной продукции на 6,3%, производители заработали на 2,1% меньше. Главными импортерами российской рыбы стали Южная Корея, Китай и Нидерланды. На долю первых двух стран приходится 60% всего рыбного экспорта.

Лидером по темпам продаж в 2020 году стали мясопродукты. Прирост за год составил 53%, или 525 млн тонн. Выручка от продаж — $887 млн, что на 49% больше, чем в 2019 году.

Больше всего российской молочной продукции покупали страны постсоветского пространства: Казахстан, Беларусь, Украина, Азербайджан, Узбекистан. Общий объем экспорта «молочки» вырос на 16% и принес $318 млн. Эти же страны, а также Китай активно скупали кондитерские изделия и сахар; сделки принесли $4,5 млрд.

Рекордные показатели по экспорту продовольствия объясняются хорошим урожаем в 2020 году и успешно сложившейся конъюнктурой рынка, убежден президент СРО НФА Василий Заблоцкий.

— Производство сельхозтоваров в России растет в том числе и благодаря успешной работе большого количества госпрограмм по поддержке сельского хозяйства. Также дают свои плоды и целевые инвестиции РСХБ: кредитная организация в 2019–2020 годах существенно увеличила вложения в агросектор. Следовательно, можно ожидать дальнейшего роста за счет реализации существующих проектов и запуска новых, — считает Заблоцкий.

Впервые за долгие годы несырьевой экспорт перекрыл провалы в бюджете от сырьевых доходов, отмечает Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ «Альпари».

Бодрова прогнозирует стабильные поставки:

— В этом году посевная только начинается, но погодные условия зимой были приемлемыми, доступ к кредитованию для аграриев в этот раз не осложнен, как это было весной 2020-го, поэтому ожидания относительно урожая пока стабильные. Зерно и его производные, сезонные фрукты, мясо и компоненты останутся ключевыми составляющими продуктового экспорта. У отечественных сельхозпроизводителей очень хорошие перспективы: Россия занимает первое место в мире по запасам чернозема, экологически чистые сельхозпродукты всё активнее будут завоевывать зарубежные рынки, а возможности экспорта в Китай уже оцениваются десятками миллиардов долларов.

Среди проблем сельхозиндустрии аналитик отмечает рост внутренних цен, а также большое количество импортной сельхозпродукции на полках магазинов.

— Кроме того, опасения вызывает качество мяса птицы. Из-за бурного роста цены на корма производители были вынуждены поднимать цены для потребителя, чтобы хоть как-то «отбить» свои издержки. Сейчас власти путем настоятельных рекомендаций вынудили производителей птицы сосредоточиться на менее дорогих продуктах — столовом яйце и тушке бройлера, но и здесь траты на производство не сократились, ведь птицу нужно выкормить. Это значит, качество корма ухудшится, что скажется и на качестве мяса и яйца. Смогут ли птицефабрики продавать такое мясо на экспорт — большой вопрос. Аналогичная ситуация складывается с говядиной, — заключает эксперт.

Другие новости

Используя сайт https://agro-matik.ru/, вы соглашаетесь на использование технологии cookies-файлов и соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных  данных (ознакомиться).