Несмотря на непростую экономическую ситуацию, яичные птицефабрики продолжают наращивать производство. По данным Росстата, по итогам первых пяти месяцев было выпущено 18,4 млрд яиц, что на 0,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом все предприятия столкнулись с экономическими сложностями, в первую очередь, это связано с девальвацией рубля.
Валютная составляющая в производстве яйца превышает 40%. В первую очередь речь идет об удорожании импортных витаминов, вакцин, племенной продукции, запчастей, оборудования, — рассказала «Агроинвестору» гендиректор Росптицесоюза Галина Бобылева.
Кроме того, увеличились цены на зерно и соевый шрот. В итоге себестоимость производства яиц выросла примерно на 20%, оценивает она. Отпускная цена на яйца не повышается и, хотя с учетом увеличения себестоимости должна бы корректироваться в большую сторону, предпосылок для этого нет, так как покупательская способность потребителей низкая, продолжает Бобылева. По ее словам, спрос на яйца стабилен, поскольку это социально значимый продукт: большого прироста нет, но и падения не наблюдается. Несмотря на то, что рентабельность производителей снизилась, ни одна птицефабрика не закрывается, продолжает Бобылева.
Мясо птицы и яйцо — это самый дешевый белок животного происхождения, а значит, эти продукты всегда будет пользоваться спросом, — подчеркивает она.
Производители подтверждают сохранение спроса на яйца. Так, гендиректор птицефабрики «Синявинская» Артур Холдоенко говорит, что хотя в секторах b2b и HoReCa был спад, благодаря политике сбыта, компании удалось не потерять в объемах продаж и сохранить их на высоком уровне в рознице. Поэтому у предприятия не было необходимости корректировать в сторону снижения планы по производству яиц, наоборот — по итогам пяти месяцев прирост составил 9% относительно аналогичного периода 2019-го.
Хотя цены реализации немного снизились, себестоимость производства у «Синявинской» осталась примерно на уровне прошлого года.
Это произошло благодаря тому, что нам удалось грамотно выстроить долгосрочную стратегию по себестоимости и сбыту, так что мы чувствуем себя комфортно даже в непростых экономических условиях, — поясняет Холдоенко.
Птицефабрика «Волжанин» (по итогам прошлого года она стала крупнейшим в стране производителем яйца, потеснив с первого места «Синявинскую») тоже пока не заметила роста себестоимости производства.
Благодаря собственному элеватору, мы заранее закупили зерно, которого нам хватит до августа, и не зависим от текущего роста цен на него, — поясняет гендиректор предприятия Людмила Костева. Цены на яйцо, по ее наблюдениям, до недавнего времени держались на стабильном уровне, хотя сейчас начали снижаться. — Однако наша доходность пока позволяет нам зарабатывать и развиваться.
Объемы производства «Волжанина» в этом году выросли на 12% по сравнению с 2019-м, однако остатков по яйцу на птицефабрике нет — спрос стабильно высокий. А вот спрос на яйцепродукты глубокой переработки несколько снизился, так как HoReCa и сегмент b2b стали закупать сухие и жидкие яйцепродукты в значительно меньших объемах, признает Костева. Тем не менее, птицефабрика тоже пока не планирует сокращать объемы выпуска. «Недавно мы получили новое оборудование, что позволит нам еще увеличить производство», — делится Костева.